главная статьи контакты ссылки друзей гостевая
видео проекты и реклама фотогалерея колонка научного руководителя  

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
 ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
 ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

(колонка научного руководителя) 

 

Русь в Арктике.

 Давно известно, что со временем с любым источником информации происходит феномен дисконтирования объема и содержания смысловых единиц. Так, чем дальше от нас те или иные исторические события, тем все больше заблуждений, искажений, подтасовок или конъюнктурных  и мифов замещают факты. Не миновала эта судьба и историю российской части Скандинавии  - Мурмана.

 В иностранных источниках первый намек на появление русских в стране саамов отечественные ученые считают неясное упоминание в древнейшей «Гулатингской Правде», составленной около 1200г.

 В этом документе среди прочих нормативов и правил,   говорится, что норвежцы северного Халогаланда 1 должны держать морскую стражу на востоке2.

Академик И. П. Шаскольский  и его последователи считают, что эта стража не могла быть направлена против саамов, с которыми у норвежцев были тогда, скорее всего,  мирные отношения.

Им представлялось, что есть необходимость содержания вооруженной стражи на восточной границе Халогаланда как следствия  появления новгородцев вблизи норвежских владений. Хотя в то время земли Мурмана и Новгородские подвластные территории разделяли тысячи километров незаселенной земли, а хозяйственную деятельность на Севере в неблагоприятных климатических условиях новгородцы не вели.

В русских же  источниках, считается,  что  первые косвенные сведения о появлении новгородце на; Кольском полуострове относятся к 1216 г. Под этим годом Новгородская   летопись среди убитых в Липецкой битве упоминает «Сьмьюна Петриловиця Тьрьского даньника» 3.

Спорное утверждение, хотя в Мурманском краеведческом музее и демонстрируется неясная факсимильная страничка с таким текстом. В Полном собрании текстов русских летописей в Первой новгородской Летописи Старшего и младшего изводов, за этот год, в числе погибших налетчиков  упоминается среди прочих Иванко Поповец терский данник. Разночтение очевидно, но тем не менее, из книги в книгу по краеведению, перекочевывает миф о том что ДАННИК – это не просто физическое лицо, уплачивающее налог с дохода на промысле в этом районе (согласно взаимной договоренности Данов и Руссов), а высокопоставленный чиновник Новгородской Администрации, собирающий регулярную дань с подвластной территории.

Очевидно,  дань предполагалась собирать с местного населения. С кого же? Отечественные ученые утверждают по привычке, что дань собирали с саамов.

Но их тогда еще там не было вот в чем нестыковка. Ибо, согласно документам, в период между 20-ми и 50-ми гг. XIII в. Происходит одно, чрезвычайно важное для Скандинавии  событие.

В «Саге о Хаконе Старом» говорится: «Хакон конунг... велел построить церковь на севере в Трумсе и окрестил (весь тот приход). К нему пришло много бьярмов, бежавших  с востока от нашествия татар, и окрестил он их и дал им фьорд, называемый Малангр».

В научном мире под бьярмами как раз и именуют выходцев из угорских краев, из Бьярмии и Пермских земель народа саами. Топонимы  и данные археологов ясно указывают именно на этот факт.

Но отечественные ученые упрямо в этом вопросе, под «бьярмами»    подразумевают  исключительно карелов, считая народ саами эндемиками и коренными жителями края. Даже такой источник, как Повесть Временных Лет,  ими попросту игнорируется.

Во многих научно-популярных книгах распространен даже такой миф, как путешествие Александра Невского в Норвегию в 1251  г.  и живо описывается, как туда отправляется русское посольство.

Отечественные антинорманисты упорно не хотят видеть в качестве коренных жителей легендарной Похъёлы – мурманов.

Собрав воедино все факты, связанные с появлением Руси в Арктике речь, скорее всего, может идти не о колонизации,  а о репатриации на свою историческую родину потомков мурманов, то есть одного из этносов, составивших Русь, как единую нацию.

 

webmaster

Сайт управляется системой uCoz