главная | статьи | контакты | ссылки друзей | гостевая |
видео | проекты и реклама | фотогалерея | колонка научного руководителя | |
ВСЕ ПРАВА
ЗАЩИЩЕНЫ.
(колонка научного руководителя)
Русь в Арктике. Давно известно, что со временем с любым источником информации происходит феномен дисконтирования объема и содержания смысловых единиц. Так, чем дальше от нас те или иные исторические события, тем все больше заблуждений, искажений, подтасовок или конъюнктурных и мифов замещают факты. Не миновала эта судьба и историю российской части Скандинавии - Мурмана. В иностранных источниках первый намек на появление русских в стране саамов отечественные ученые считают неясное упоминание в древнейшей «Гулатингской Правде», составленной около 1200г. В этом документе среди прочих нормативов и правил, говорится, что норвежцы северного Халогаланда 1 должны держать морскую стражу на востоке2. Академик И. П. Шаскольский и его последователи считают, что эта стража не могла быть направлена против саамов, с которыми у норвежцев были тогда, скорее всего, мирные отношения. Им представлялось, что есть необходимость содержания вооруженной стражи на восточной границе Халогаланда как следствия появления новгородцев вблизи норвежских владений. Хотя в то время земли Мурмана и Новгородские подвластные территории разделяли тысячи километров незаселенной земли, а хозяйственную деятельность на Севере в неблагоприятных климатических условиях новгородцы не вели. В русских же источниках, считается, что первые косвенные сведения о появлении новгородце на; Кольском полуострове относятся к 1216 г. Под этим годом Новгородская летопись среди убитых в Липецкой битве упоминает «Сьмьюна Петриловиця Тьрьского даньника» 3. Спорное утверждение, хотя в Мурманском краеведческом музее и демонстрируется неясная факсимильная страничка с таким текстом. В Полном собрании текстов русских летописей в Первой новгородской Летописи Старшего и младшего изводов, за этот год, в числе погибших налетчиков упоминается среди прочих Иванко Поповец терский данник. Разночтение очевидно, но тем не менее, из книги в книгу по краеведению, перекочевывает миф о том что ДАННИК – это не просто физическое лицо, уплачивающее налог с дохода на промысле в этом районе (согласно взаимной договоренности Данов и Руссов), а высокопоставленный чиновник Новгородской Администрации, собирающий регулярную дань с подвластной территории. Очевидно, дань предполагалась собирать с местного населения. С кого же? Отечественные ученые утверждают по привычке, что дань собирали с саамов. Но их тогда еще там не было вот в чем нестыковка. Ибо, согласно документам, в период между 20-ми и 50-ми гг. XIII в. Происходит одно, чрезвычайно важное для Скандинавии событие. В «Саге о Хаконе Старом» говорится: «Хакон конунг... велел построить церковь на севере в Трумсе и окрестил (весь тот приход). К нему пришло много бьярмов, бежавших с востока от нашествия татар, и окрестил он их и дал им фьорд, называемый Малангр». В научном мире под бьярмами как раз и именуют выходцев из угорских краев, из Бьярмии и Пермских земель народа саами. Топонимы и данные археологов ясно указывают именно на этот факт. Но отечественные ученые упрямо в этом вопросе, под «бьярмами» подразумевают исключительно карелов, считая народ саами эндемиками и коренными жителями края. Даже такой источник, как Повесть Временных Лет, ими попросту игнорируется. Во многих научно-популярных книгах распространен даже такой миф, как путешествие Александра Невского в Норвегию в 1251 г. и живо описывается, как туда отправляется русское посольство. Отечественные антинорманисты упорно не хотят видеть в качестве коренных жителей легендарной Похъёлы – мурманов. Собрав воедино все факты, связанные с появлением Руси в Арктике речь, скорее всего, может идти не о колонизации, а о репатриации на свою историческую родину потомков мурманов, то есть одного из этносов, составивших Русь, как единую нацию.
|
||||